Подходы к объективному выбору оттенков керамических реставраций

Каждый отдельный клинический случай в стоматологической практике требует особого внимания со стороны всей лечащей команды: врача, зубного техника, и, конечно же, самого пациента. Цель зубного техника, как члена такой команды, обеспечить прочность и функциональность протетической конструкции, ее биологическую совместимость и соответствующие эстетические характеристики, а также адаптировать протез с учетом индивидуальных требований и пожеланий самого пациента.

Постоянное развитие отрасли стоматологических технологий и материалов в течение последних лет значительно повлияло на принципы работы зубных техников, но цель данной работы остается неизменной – постараться достичь максимально естественных параметров конструкций и функциональной гармонии зубочелюстного аппарата. Особенно важно реализовать данные задачи во фронтальном участке челюсти, где важную роль играет еще и эстетический параметр, зависящий от формы будущих реставраций, особенностей их поверхности и текстуры, структуры и формы.

Техник всегда должен стараться достичь максимально естественного вида протетических супраконструкций, что в отдельных случаях требует большого терпения и времени для получения желаемых результатов. Ведь гармоническая и эстетическая улыбка – это не только результат взаимодействия врача и зубного техника, но и результат понимания между пациентом и зубным техником. Эстетические ожидания пациента – это один из важнейших критериев успеха, которые должны быть учтены всеми членами лечащей команды.

В данной статье описан алгоритм выбора оттенка облицовочной керамики IPS E.max Ceram, как и пошаговый протокол его лабораторного воспроизведения на конкретном клиническом случае восстановления фронтальных зубов пациента.

Визуальные свойства естественных зубов

В ходе определения оттенка зуба должны быть учтены три основные характеристики: цвет (тон), яркость (значение) и интенсивность (цветность).

Цвет является наиболее значимой составляющей оттенка. Яркость определяет насколько светлым, или же наоборот темным, является той или иной цвет. Интенсивность в свою очередь определяет чистоту цвета.

Наибольшее внимание должно быть уделено именно параметру яркости, поскольку если реставрация не соответствует по яркости смежным зубам, то она будет визуально значительно выделяться из зубного ряда при разговоре или улыбке. При адаптации разных керамических систем к определенным клиническим условиям нужно понимать характер взаимодействия этих трех составляющих оттенка.

Принципы выбора оттенка

Для выбора оттенка используется расцветка, в котором представлены следующие цветовые тона: A – оранжевый, В – желтый/оранжевый, C – серый/оранжевый, D – коричневый/оранжевый.

Оттенок должен быть выбран еще в начале терапевтического лечения, таким образом, он в дальнейшем не будет зависеть от изменений цвета структуры зуба в процессе дегидратации. Для того чтобы адекватно подобрать цвет, яркость и интенсивность оттенка существуют индивидуально изготовленные образцы, которые помогают более точно определить параметры будущей реставрации (фото 1).

Фото 1. Диапазон оттенков керамики системы IPS E.max Ceram.

Керамические материалы изготовлены таким образом, что обеспечивают возможности даже для выражения сложных оттенков зубов и их специфических естественных характеристик. На выбор оттенка могут также повлиять цвет окружающих мягких тканей или другие посторонние факторы: так, например, колористика фона при выборе оттенка может изменить восприятие интенсивности цвета и параметра тона.

Для того, чтобы избежать подобных эффектов лучше всего пользоваться серыми заготовками фона, нивелирующими эффект цветового влияния окружающей среды. Другой аспект заключается в использовании так именуемого держателя десны (gingiva holder, Gumy, Shofu) для каждого отдельного образца оттенка, который обеспечивает возможность восприятия при разных параметрах контраста. Образцы в подобных держателях окружены цветом, имитирующим естественные десна, при этом оттенок самой десневой маски доступен в четырех различных цветах.

После выбора оттенка образец помещают в десневой держатель, чтобы проверить его соответствие с оттенком мягких тканей, при этом желательно сделать фото с тремя различными оттенками одновременно, чтобы обеспечить большую объективизацию процесса сравнения: один образец должен соответствовать яркости зуба, другой иметь более низкое значение, а третий, наоборот, немного более высокое.

Кроме того, в ходе определения цвета реставрации перед началом лечения, нужно также учитывать цветовые характеристики того или иного стоматологического материала, который будет использоваться в процесс изготовления конструкции

Фотодокументация выбора оттенка

Кроме самого процесса выбора оттенка, важна еще и фотодокументация данного этапа. Сравнение оттенка естественных зубов и лабораторных образцов обеспечивает лучшую детализацию важных элементов цвета.

Кроме того, цифровая фотография – это еще и мощный инструмент для тесного взаимодействия всех членов лечащей команды. Но сам по себе процесс фотографирования требует еще и выполнения соответствующего алгоритма процедуры: образец оттенка и естественный зуб должны находиться параллельно датчику цифровой камеры и при этом получать аналогическое количество световой экспозиции от вспышки камеры.

После этого приступают к анализу анатомических и морфологических характеристик зубов на экране монитора. С целью минимизации влияния графических отклонений предварительно следует откалибровать параметры снимка относительно фона, на котором производилась съемка, и баланса белого цвета. Все этого можно добиться при помощи программного обеспечения Adobe Photoshop Lightroom.

При конвертации снимков в черно-белые изображения удаётся детально изучить особенности текстуры поверхности и также присутствующую разницу показателей яркости, а для лучшей верификации внутренних характеристик также можно воспользоваться функцией контроля контрастности, как и опцией выделения (подсветки) при различных значениях ее максимума и минимума.

Все это поможет максимально детализировать снимок. После этого всю полученную информацию преобразуют в диаграмму оттенка, которую затем синхронизируют с возможностями используемого керамического материала, и определяют необходимую концепция наслоения керамики. На приведенном ниже клиническом случае данный алгоритм описан более подробно.

Клинический случай

На примере данного клинического случая можно проследить всю поэтапность подбора и репродукции оттенка керамической реставрации. Цветовой анализ, проведенный еще до начала лечения, помог определить, что оттенок соседнего 21 зуба характеризируется высокими показателями яркости в пришеечной области, а также на участке основного тела зуба (фото 2 — 3).

Фото 2. Определение оттенка для восстановления 11 зуба.

Фото 3. Определение оттенка с использованием десневых держателей.

Прозрачность коронки была отмечена в области границ и режущего края, в то время как мамеллоны отличались слегка желтоватой цветностью (фото 4 — 5).

Фото 4. Определение оттенка внутренних структур.

Фото 5. Определение индивидуального матового материала из собственно изготовленных образцов.

В качестве основного оттенка был выбран BL 3. В данном случае из-за естественных высоких показателей яркости, этот параметр керамического материала дентина В1 был увеличен с помощью высоко флуоресцентного светлого оттенка керамики ММ из спектра e.max IPS. В качестве материала для каркаса был использован пресс-блок MO1 (фото 6).

Фото 6. Каркас коронки из IPS e.max Press (блок MOT).

Структуру основного оттенка слега покрыли ММ и только после этого поддавали процессу обжигания (фото 7).

Фото 7. Нанесение ММ перед спеканием.

В ходе первого спекания дентина каркас был равномерно покрыт оттенком дентина В1 и дополнительным оттенком ММ. В области краев из-за естественно высокой яркости использовали оттенок Deep Dentib и дополнительный оттенок ММ в соотношении 4: 1 (фото 8).

Фото 8. Основа коронки была восстановлена оттенком дентина В1 и подсвечена ММ, а также смесью Deep Dentin и ММ (в соотношении 4:1) в области краев.

Основную форму зуба при этом домоделировали посредством дентина BL 3 (фото 9).

Фото 9. Завершение внутренней структуры при помощи Dentin BL 3.

Редукция области краев обеспечила условия для нанесения материала оттенка Effect. С целью воссоздания структуры мамелонов оттенок ММ смешали с Essence Lemon и White до достижения необходимых цветовых параметров, после чего образец предварительно спекали для проверки соответствия. Точно воссозданный оттенок материала наносили на область режущего края (фото 10), а область других границ реставрации имитировали при помощи оттенка ОЕ 1. Окончательно моделирование режущей области проводили посредством оттенков OE 2 и ОЕ 3 (фото 11).

Фото 10. Восстановление структуры мамеллонов смесью ММ и Esssence.

Фото 11. Завершение области режущего края посредством Opal.

В конце процесса также была произведена имитация эффекта гало на переходе границ режущего края в апроксимальные участки (фото 12). Во время второго спекания обеспечили небольшую корректировку цветовых оттенков. Для достижения естественного вида керамической поверхности ее структуру модифицировали и в конце концов глазуровали (фото 13-15 лет).

Фото 12. Вид после первого спекания.

Фото 13. Проверка структуры поверхности.

Фото 14. Вид после глазурования.

Фото 15. Вид реставрации после фиксации на месте 11 зуба.

Вывод

Вариативный спектр современных керамических материалов и их цветовых диапазонов помогает добиться восстановления максимально естественного оттенка будущих реставраций. Поскольку адекватная оценка цветовых параметров всегда оставалась довольно сложной задачей, как для техников, так и для стоматологов, важно понимать специфику того или иного керамического ассортимента, которым пользуетесь именно вы. И, даже несмотря на понимание таковой, ключевое слово остаётся за техником, который должен учитывать индивидуальность восстановления специфических оттенков в каждой отдельной клинической ситуации.

Осенью 2015 г. Ivoclar Vivadent представила новые оттенки IPS E.max Ceram Power Dentin и Incisal, которые отличаются высокими параметрами яркости. Эти материалы идеально подходят для использования на менее отражающихся полупрозрачных субструктурах. В данном клиническом случае по причине высоких параметров яркости естественных зубов также были использованы оттенки Power, которые помогают добиться более эстетических результатов максимально оптимизированным и быстрым путем.

Автор: Bastian Wagner (Германия)

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>